вторник, 31 января 2012 г.

СОЧИНЕНИЕ НА ГИА С2.2


Схема написания сочинения-рассуждения в формате ГИА на тему, связанную с анализом текста

Композиционные части и логические связки
1 абзац

Вступление  - 
ТЕЗИС (смысл фрагмента, ответ на вопрос, толкование финала, финальной фразы, ключевой фразы)
(ВЫДЕЛИТЕ в ТЕКСТЕ  ДВЕ МЫСЛИ, ДВА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВА, передающие основной смысл)




ВСТУПЛЕНИЕ:   О…говорилось и писалось много, вот и… поднимает эту же проблему… 
Каждый из нас задумывался о..., об этой же проблеме говорит и…
 Тема … всегда волновала человечество.
 Действительно ли…
 Почему человек… 


ТЕЗИС: Финал текста (последняя фраза, слова…) помогает нам понять, что… 
Финальные слова героя свидетельствуют о том, что… Фраза (слова)… говорит (говорят) о том, что…
2 абзац

Комментарий
(ГЕРОЙ- СОБЫТИЕ- ЕГО ОТНОШЕНИЕ к ПРОИЗОШЕДШЕМУ (чувства, эмоции)
Довод, подтверждающий правильность ответа на вопрос
Уже в начале текста автор говорит о…
 Для того, чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о…
 Поступки героя говорят о том, что…
 Во-первых…
 Примером может служить...
 Об этом говорится в предложении…
 Понять это нам помогает предложение…
Пример из текста, обоснование примера

ПРОВЕРКА:
ФРАЗА из ТЕКСТА  - это доказывает,что....  -ваша мысль


3 абзац

Комментарий
(ГЕРОЙ- СОБЫТИЕ- ЕГО ОТНОШЕНИЕ к ПРОИЗОШЕДШЕМУ (чувства, эмоции)
Второй довод, подтверждающий правильность ответа на вопрос
Хотелось бы отметить и то, что… 
Также автор отмечает и то, что… интересным (особенно интересным) кажется и то, что…  Поступки героя говорят о том, что…
 Во-вторых…
 Примером может служить...
 Об этом говорится в предложении…
 Понять это нам помогает предложение…
Пример из текста, обоснование примера
ПРОВЕРКА:
ФРАЗА из ТЕКСТА  - это доказывает,что....  -ваша мысль

4 абзац

Заключение и вывод
Прочитанный текст…
 помогает нам понять, что… (заставляет задуматься о…)
 Текст … напоминает нам, что…
 Произведение … помогло по-новому посмотреть на знакомую проблему и задуматься о том, что…
 Как жаль, что и мы порой бываем похожи на… Действительно…


Алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (С2.2)


Определяем тему, основную мысль, проблему, позицию автора прочитанного текста. Составляем опору для сочинения:

I. Кратко записываем ответ на поставленный вопрос (формулируем свой тезис о смысле финала/фразы текста).





II. Под ответом пишем ПОТОМУ ЧТО и подбираем два довода (пояснением, комментируем тезис).





III. В тексте находим предложения, которые могут послужить явными примерами к нашим доводам. Выписываем номера этих предложений рядом с подходящими доводами.(Проверим:
ФРАЗА из ТЕКСТА  - это доказывает,что....  -ваша мысль



IV. От доводов задаем вопрос ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? и формулируем в 1-2 предложениях вывод (подтверждение тезиса, замечание о значении темы для вас лично, призыв к действиям).

V. Пишем черновик сочинения-рассуждения следующей структуры:

ВСТУПЛЕНИЕ + ТЕЗИС1 ДОВОД + ПРИМЕР2 ДОВОД + ПРИМЕР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ + ВЫВОД
(4 абзаца)


VI. Проверяем, полностью ли раскрыта тема, не получился ли пересказ исходного текста, нет ли фактических ошибок, соответствует ли сочинение типу речи рассуждению, соответствует ли количество абзацев структуре сочинений данного типа (4 абзаца), отсутствуют ли логические ошибки?



VII. Считаем количество слов (80-110 своих слов, БЕЗ УЧЕТА ЦИТАТ). Проверяем грамотность сочинения.
Пользуйтесь орфографическим словарём для проверки вашего сочинения на наличие орфографических ошибок!





VIII. НА ЧИСТОВИК ПЕРЕПИСЫВАЙТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.
ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОВИК. БУДЬТЕ ВНИМ





I. Алгоритм написания сочинения С2.2
  1. Прочитайте фразу.
  2. Выпишите ключевые слова.
  3. Подберите к ключевым слова синонимы.
  4. Используя ключевые слова, объясните смыл фразы. (тезис)
  5. Подберите  примеры-аргументы, которые подтвердят выдвинутый Вами тезис.
  6. Напишите заключение. (Выразите свое отношение к герою, теме, проблеме текста).
II. Пример
1.      «Звенел звонок, а они все сидели как одурманенные его словами. Почему-то не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест – скорее прочь, прочь! В коридор, в раздевалку, на улицу!»
2.      Ключевые слова: одурманенные его словами, не срывались с мест.
3.      Синонимы
одурманенные его словами – восхищены новым преподавателем, полюбили его уроки, были в восторге, учитель любил свой предмет…
не срывались с мест – ребятам было интересно, не хотелось уходить, учебный процесс увлекал учащихся, неподдельный интерес к предмету, каждый урок  как открытие чего-то нового…
4.      Объяснение фразы:
В финале текста мы узнаем о том, как ученики были восхищены новым преподавателем литературы. Этот человек владел искусством слова, великолепно знал свой предмет. Но самое главное, как мне кажется, на уроках Виктора Юльевича (так звали нового учителя) ребятам было интересно.
5.       Аргумент 1.
Действительно, с появлением нового учителя ребята полюбили литературу. Вспомним предложение 18.  («Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Мишку, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово…».   Ведь изучая программные произведения, мальчишки находили ответы на вопросы, которые их интересовали. Об этом говорится в предложении 20. («Мальчишки стали задавать вопросы о дружбе, о любви, о справедливости, о войне: как было?»). Преподавая литературу с любовью, учитель смог вызвать неподдельный интерес своих учеников.
Аргумент 2.
Объяснение новой темы  Виктор Юльевич мог начать с вопроса. Вспомним предложение 32 («Ну, кто же мне скажет, что такое лирика?»). Так он  «научился создавать думающую тишину». Учащихся увлекал мыслительный процесс, они искали ответы на вопросы. И, конечно же, это способствовало расширению кругозора, стимулировало желание учиться, Каждый урок как открытие чего-то нового, ранее непонятного, неведомого.
6.      Заключение.
Хотелось бы, чтобы таких увлеченных своей работой учителей было как можно больше. Они не только дают знания по предмету, но и благотворно влияют на душу ребенка.
С 2.2
«Звенел звонок, а они все сидели как одурманенные его словами. Почему-то не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест – скорее прочь, прочь! В коридор, в раздевалку, на улицу!»
В финале текста мы узнаем о том, как ученики были восхищены новым преподавателем литературы. Этот человек владел искусством слова, великолепно знал свой предмет. Но самое главное, как мне кажется, на уроках Виктора Юльевича (так звали нового учителя) ребятам было интересно. А такую атмосферу мог создать только тот человек, который любит свою работу.
Действительно, с появлением нового учителя ребята полюбили литературу. Вспомним предложение 18 («Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Мишку, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово…».  Ведь изучая программные произведения, мальчишки находили ответы на вопросы, которые их интересовали. Об этом говорится в предложении 20. («Мальчишки стали задавать вопросы о дружбе, о любви, о справедливости, о войне: как было?»). Преподавая литературу с любовью, учитель смог вызвать неподдельный интерес своих учеников.
Объяснение новой темы  Виктор Юльевич мог начать с вопроса. Вспомним предложение 32 («Ну, кто же мне скажет, что такое лирика?»). Так он  «научился создавать думающую тишину». Учащихся увлекал мыслительный процесс, они искали ответы на вопросы. И, конечно же, это способствовало расширению кругозора, стимулировало желание учиться, Каждый урок как открытие чего-то нового, ранее непонятного, неведомого.
Хотелось бы, чтобы таких увлеченных своей работой учителей было как можно больше. Они не только дают знания по предмету, но и благотворно влияют на душу ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий