понедельник, 19 марта 2012 г.

Вариант ГИА по русскому языку в 9 классе

Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B9; C2.1-С2.2
 (1)Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увиде­ли, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. (2)И решили они помочь и этим людям, и этим землям. (3)И стали они все менять и все по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и все преобразилось на некогда скудных землях. (4)Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и уш­ли в горы. (5)Чужеземцы удивились неразумности поступка жите­лей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огор­чаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины. (6)И все это стало уничтожать новую жизнь. (7)Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образова­лась мертвая пустыня. (8)Не в силах что-либо изменить, чужезем­цы пошли в горы и отыскали там старца.
—(9)Скажи, древний человек этой земли, почему благие на­мерения принесли вред? (10)Мы давно живем хорошо и богато ихотели, чтобы все так жили. (11)Почему же наше добро обернулось злом? — спросили они.
(12)И ответил старец:
—       (13)Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. (14)Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. (15)Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. (16)Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. (17)Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. (18)Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. (19)Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и без­жалостен к чужому. (20)Любое завоевание земли, даже с благой це­лью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умерт­вит все то, чем она была бедна и богата.(21)Благо с вашей стороны обратилось для нас злом. (22)Значит, не всегда благодеяние — благо.
(23)Оглянулись чужеземцы на иссохшую от зноя, выветрен­ную ураганами землю, и страшно им стало. (24)Стояли разрушен­ные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и выси­лись руины построенного ими города.  (25)Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.
(26)Не каждое добро добром бывает. (27)Для одного доброде­тель — добро, для другого — зло.(28) Прежде чем сотворить добро, узнай: нуждается ли в нем тот, кому ты его навязываешь. (29)Ибо навязанное добро есть насилие. (О.М.Безымянная*)

*Безымянная Ольга Михайловна – современная писательница, затрагивающая в своих произведениях вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире, о возрождении нравственности; работает в разных направлениях: стихи, проза, притчи, сказки для детей и взрослых.

  
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания  прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера  выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.


А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему местные жители покинули свои родные земли?»

1)      Местные жители и пришельцы разговаривали на разных языках.
2)      Местных жителей выгнали с их родных земель.
3)      Местные жители ушли, понимая, что со временем пришельцы сами уйдут из этих мест.
4)      Местные жители испугались завоевателей и покинули эти места.


А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово  «древний» (предложение 9).
1)      существовавший в далеком прошлом;
2)      проживший много лет, достигший глубокой старости, много повидавший;
3)      долго бывший в употреблении, ветхий;
4)      существующий издавна.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)      Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.
2)      Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увиде­ли, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них.
3)      Не в силах что-либо изменить, чужезем­цы пошли в горы и отыскали там старца.
4)      Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1)      В слове ЖИВЕМ все согласные звонкие.
2)      В слове ВДРУГ согласный [ Г] оглушается на конце слова.
3)      В слове СПАСЕНИЕ количество букв и звуков совпадает.
4)      В слове СИЛЬНО мягкость согласного [ Л ]  обозначается на письме буквой мягкий знак.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      богатых
2)      выросли
3)      удивились
4)      вершины


А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

1)      пришли
2)      исчезать
3)      обвалиться
4)      разрушенные

5)       
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном причастии прошедшего времени пишется НН»?

1)      бедны
2)      непонятно
3)      выветренную
4)      безжизненные


Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.  Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово БЛАГИЕ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это  синоним.
В2.Замените словосочетание «горные вершины», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
В4. Среди предложений 16 - 22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую (–ие) запятую(–ые) при вводном слове.
Любое завоевание земли, (1) даже с благой це­лью, (2) не принесет ей добра,(3) но,(4) более того,(5) уничтожит ее, (6)умерт­вит все то, (7) чем она была бедна и богата.
В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными  подчинительной связью.
Любое завоевание земли, (1) даже с благой це­лью, (2) не принесет ей добра,(3) но,(4) более того,(5) уничтожит ее, (6)умерт­вит все то, (7) чем она была бедна и богата.
В8. Среди предложений 1 - 6 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 1 – 6  найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.Напишите номер этого предложения.

Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:«Словарь языкасвидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – какони думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера) . Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл следующих слов рассказчика:«Чужеземцы удивились неразумности поступка жите­лей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огор­чаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины.»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Ответы
Номер задания
Ответ
А!
3
А2
2
А3
4
А4
3
А5
2
А6
1
А7
3
В1
добрые
В2
вершины гор
В3
они решили помочь
В4
19
В5
4,5
В6
2
В7
7
В8
1
В9
5

Комментариев нет:

Отправить комментарий