вторник, 20 марта 2012 г.

Вариант ГИА по русскому языку


Тест
Прочитайте текст и выполните задания A 1 – A 7; B 1 – B 9.
(1)Весна в изломе. (2)Вот-вот перейти ей в короткое быстротечное заполярное лето, да отчего-то медлила, тянулась весна, и, когда истаяла, утекла в озера и реки, людей шатало от голода.
(3)По дымящейся сизым паром, мокрой тундре брел парнишка в больших изодранных броднях, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и летом, прошлогоднюю, перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую…
(4)На обогретом, с боков заголенном серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги. (5)Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке. (6)Вместо листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатые, два крылышка в слабом, дитячьем пере, и мохнатый, точно куржаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка, в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.
(7)Солнце, выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой, вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в заросли стлаников, смахивало к озерам, в поймы рек. (8)А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме, где не отошла еще, лишь отпотела тонкая корочка земли, питая робкие, паутинно-тонкие всходы мхов, нити сухоросной травки, сереньких, как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики. (9)Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам, таким частым тут в весеннюю пору.
(10)Цветок караулил солнце. (11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка. (12)Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки цветка, будто створки ворот, и тогда чашечка, почти выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. (13)До ухода солнца, до самой последней секунды заката, цветок дышал теплом светила, поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отепленные шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка, под лепестками, не кончается неприметная работа. (14)Жилкой вонзившегося в мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает свое дыхание в зеркально-тонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберет в пучок лучи солнца.
(15)Из утра в утро, изо дня в день идет невидная миру работа, пока не созреет маковка. (16)И тогда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет, обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой пыльцой семян.
По В. Астафьеву


А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Что имел в виду автор, когда написал: «…обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой пыльцой семян»?
1.цветок погибнет от холода, его стебель обломится
2.люди сломают цветок
3.цветок сломается и превратится в сухой мусор
4.созревшая коробочка упадет и будет кататься по тундре, чтобы разбрасывать семена
 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дерзко» (предложение 8)
1.непочтительно, 2.оскорбительно, 3.смело, 4грубо
 А3.   Укажите,   какое   средство   речевой   выразительности   используется   в   выражении «робкие, паутинно-тонкие всходы мхов»?
1.         метафора,2. метонимия, 3.эпитет 4.синекдоха
 А4. Укажите ошибочное суждение.
1.   В слове СОЛНЦЕ есть непроизносимый согласный.
2.   В слове УВИДЕВ последний звук [ф].
3.    В слове ЗАТИШЬЕ букв столько же, сколько и звуков.
4.   В слове ДЕРЗКО есть звук [з].
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1.   Косой
2.   Косный
3.   Прикосновение
4.   Касторка
А6. В каком случае правописание приставки определяется её значением «неполнота действия»?
1.   Преуспевать
2.   Прибрежный
3.   Преступник
4.   Приглушить
А7. В каком случае правописание суффикса зависит от спряжения?
1.   Залаявший
2.   Командовать
3.    Строящий
4.   Горошина
Ответы на задания B 1 - B 9 записывайте словами или цифрами, разделяя их,
если нужно, запятыми.
B1. Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
____________________________________________________________________________________________
B2. Замените словосочетание ПОЙМЫ РЕК (предложение 7), построенное на основе связи управление,    синонимичным   словосочетанием   со   связью   согласование.    Напишите получившееся словосочетание.
B3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
____________________________________________________________________________________________
B4. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
____________________________________________________________________________________________
B5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения.
Солнце(1), выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой,(2) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры,(3) загоняло в заросли стлаников,(4) смахивало к озерам,(5) в поймы рек. ____________________________________________________________________________________________
B6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2
____________________________________________________________________________________________
B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.    Выпишите    цифру(-ы),    обозначающую(-ие)   запятую(-ые)    между    частями
сложносочиненного предложения
Льдинка подтаивала,(1) оседала,(2) шире распирая празднично сияющие лепестки цветка,(3) будто створки ворот,(4) и тогда чашечка,(5) почти выворачиваясь живым зевом,(6) подставляла маковку солнцу,(7) а льдинка оборачивалась в светлую каплю,(8) освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя.
____________________________________________________________________________________________
B8. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.    Выпишите    цифру(-ы),    обозначающую(-ие)   запятую(-ые)    между    частями
сложноподчиненного предложения
А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме,(1) где не отошла еще,(2) лишь отпотела тонкая корочка земли,(3) питая робкие,(4) паутинно-тонкие всходы мхов,(5) нити сухоросной травки,(6) сереньких,(7) как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики.
____________________________________________________________________________________________
B9. Среди предложений 1 - 6 найдите сложное предложение с сочинительной, бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
____________________________________________________________________________________________
Часть 3
С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы «Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
источник: http://ftk.edu.ru/kursy/russkogo_yazyka:

Комментариев нет:

Отправить комментарий