Тест
Прочитайте текст и выполните задания A 1 – A 7; B 1 – B 9.
(1)Весна в изломе. (2)Вот-вот
перейти ей в короткое быстротечное заполярное лето, да отчего-то медлила,
тянулась весна, и, когда истаяла, утекла в озера и реки, людей шатало от
голода.
(3)По дымящейся сизым паром,
мокрой тундре брел парнишка в больших изодранных броднях, часто наклонялся,
обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и летом, прошлогоднюю,
перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую…
(4)На обогретом, с боков
заголенном серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел
побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да
остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали,
вязали ноги. (5)Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и
замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке. (6)Вместо листьев у
цветка были крылышки, тоже мохнатые, два крылышка в слабом, дитячьем пере, и
мохнатый, точно куржаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка, в
чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.
(7)Солнце, выпутавшееся из
густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой, вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в
заросли стлаников, смахивало к озерам, в поймы рек. (8)А этот цветок
дерзко стоял на обдувном холме, где не отошла еще, лишь отпотела тонкая
корочка земли, питая робкие, паутинно-тонкие всходы мхов, нити сухоросной
травки, сереньких, как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков
голубики. (9)Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не
прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам, таким
частым тут в весеннюю пору.
(10)Цветок
караулил солнце. (11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в
пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на
дне чашечки цветка. (12)Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая
празднично сияющие лепестки цветка, будто створки ворот, и тогда чашечка, почти
выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась
в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. (13)До
ухода солнца, до самой последней секунды заката, цветок дышал теплом светила,
поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отепленные
шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка,
под лепестками, не кончается неприметная работа. (14)Жилкой вонзившегося
в мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает свое дыхание в
зеркально-тонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберет в
пучок лучи солнца.
(15)Из утра в
утро, изо дня в день идет невидная миру работа, пока не созреет маковка. (16)И
тогда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет, обломится
былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по
тундре, соря черненькой пыльцой семян.
По В. Астафьеву
А1.
Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос:
«Что имел в виду автор, когда написал: «…обломится былка стебелька, уронит
наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой
пыльцой семян»?
1.цветок
погибнет от холода, его стебель обломится
2.люди
сломают цветок
3.цветок
сломается и превратится в сухой мусор
А2. Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово «дерзко» (предложение 8)
1.непочтительно, 2.оскорбительно, 3.смело, 4грубо
А3.
Укажите, какое средство
речевой выразительности используется в выражении
«робкие, паутинно-тонкие всходы мхов»?
1.
метафора,2. метонимия, 3.эпитет 4.синекдоха
А4. Укажите ошибочное суждение.
1.
В слове СОЛНЦЕ есть непроизносимый согласный.
2.
В слове УВИДЕВ последний звук [ф].
3.
В слове ЗАТИШЬЕ букв столько же, сколько и звуков.
4.
В слове ДЕРЗКО есть звук [з].
А5.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1.
Косой
2.
Косный
3.
Прикосновение
4.
Касторка
А6.
В каком случае правописание приставки определяется её значением
«неполнота действия»?
1.
Преуспевать
2.
Прибрежный
3.
Преступник
4.
Приглушить
А7.
В каком случае правописание суффикса зависит от спряжения?
1.
Залаявший
2.
Командовать
3.
Строящий
4.
Горошина
Ответы
на задания B 1 - B 9 записывайте словами или цифрами, разделяя их,
если
нужно, запятыми.
B1. Замените слово
ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите
этот синоним.
____________________________________________________________________________________________
B2. Замените словосочетание ПОЙМЫ РЕК (предложение
7), построенное на основе связи управление,
синонимичным
словосочетанием со связью
согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
B3. Выпишите грамматическую
основу предложения 11.
____________________________________________________________________________________________
B4. Среди предложений
1 - 6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого
предложения.
____________________________________________________________________________________________
B5. В приведенном
ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами
предложения.
Солнце(1),
выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой,(2)
вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры,(3) загоняло в заросли
стлаников,(4) смахивало к озерам,(5) в поймы рек. ____________________________________________________________________________________________
B6. Укажите количество
грамматических основ в предложении 2
____________________________________________________________________________________________
B7. В приведенном
ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
частями
сложносочиненного
предложения
Льдинка
подтаивала,(1) оседала,(2) шире распирая празднично сияющие лепестки цветка,(3)
будто створки ворот,(4) и тогда чашечка,(5) почти выворачиваясь живым зевом,(6)
подставляла маковку солнцу,(7) а льдинка оборачивалась в светлую каплю,(8)
освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя.
____________________________________________________________________________________________
B8. В приведенном
ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы),
обозначающую(-ие)
запятую(-ые) между частями
сложноподчиненного
предложения
А
этот цветок дерзко стоял на обдувном холме,(1) где не отошла еще,(2) лишь
отпотела тонкая корочка земли,(3) питая робкие,(4) паутинно-тонкие всходы
мхов,(5) нити сухоросной травки,(6) сереньких,(7) как бы вымороженных до
погибельной сухости кустиков голубики.
____________________________________________________________________________________________
B9. Среди предложений
1 - 6 найдите сложное предложение с сочинительной, бессоюзной и
подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
____________________________________________________________________________________________
Часть 3
С
2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл
фразы «Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не прячась в
благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам».
Приведите в сочинении
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
источник: http://ftk.edu.ru/kursy/russkogo_yazyka:
источник: http://ftk.edu.ru/kursy/russkogo_yazyka:
Комментариев нет:
Отправить комментарий