Готовимся к сочинению на ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ тему


СОЧИНЕНИЕ С2 .1
Сочинение должно иметь 4 абзаца (минимум - 3): 

• 1 абзац - тезис,

• 2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,

• 3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

• 4 абзац - вывод.
Как начинать сочинение?
1. Вступление-тезис. (2-3 предложения)
Варианты  вступления.
Вариант 1
 Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2.
Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 
Вариант 3.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
Вариант 4
 «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.


А вот  речевые клише, которые помогут в написании вступления

Лингвист, учёный, языковед,   автор высказывания, филолог Г.Степанов

Утверждал, считал, писал, рассуждал

Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение

Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно

Я (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с …Я вынужден согласиться с …Я разделяю точку зрения …Я поддерживаю мнение …



Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора о том, что...



докажем,покажем, продемонстрируем, подтвердим

проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма



Я думаю, …Я считаю, …По моему мнению, …На мой взгляд, …Мне кажется, … 

Безусловно, …Разумеется, …Конечно, …

 
2. Основная  часть включает:
  1. объясните, как вы понимаете слова лингвиста,

2. приведите  минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

ПЛАН 

1 Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

2 Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

3  Взаимосвязь лексики и грамматики.
ПРИМЕРЫ
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.


Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём  думают люди».


Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.


 Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

Вариант 5 «Слово есть мышление»,- так назвал свою статью А.Н. Толстой. И действительно, всё своё знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Через слово мы выражаем свои мысли, самые тончайшие оттенки чувств. Количество слов, которыми мы пользуемся в течение всей своей жизни, считается показателем культурного уровня. Чем большим количеством слов владеет человек, тем легче ему выразить самую сложную мысль. А словарный запас зависти от начитанности, любознательности, образованности.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.


Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») -  область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами  - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.


Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.


Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.

 Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html

Вариант 5. Грамматика  - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.


Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!
Вариант 6
Грамматика  учит правильно  говорить  и  писать: она учит не ошибаться в согласовании слов, в этимологических  и  синтаксических формах.  Грамматика есть философия языка, философия человеческого слова: она раскрывает  систему общих  законов  человеческой  речи,  равно  свойственных каждому языку.                                                                   В.Г. Белинский (Русские писатели о языке, с. 196–197).

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.
Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.
Связь грамматики и лексики очевидна.
И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому,  лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и  лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В  том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
Лексика без грамматики, ни грамматика без лексики полноценного текста не дают. Слова в языке существуют как бы в одном измерении( лексическом), а их роль в предложении  - в другом (грамматическом). И только вместе лексическое и грамматическое начало создают действительно осмысленный текст. Это значит. Что говорящий не только должен мгновенно найти слова, но и выбрать для какого-то слова одну-единственную правильную форму из всех имеющихся в языке.
Слова без грамматики – актёры без роли. Роли в  каждом представлении разные, но рапределяет их между актёрами грамматика.
 Грамматическое значение – это то, что нужно выразить, грамматический способ- то, чем это выражается. В единстве они образуют грамматическую ф орму.
 Слова подобно актёрам, меняющим грамматическую  одежду соответственно ролям.


Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления


Помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и 
   грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

 Чтобы не нарушить связность высказывания, можно использовать следующие речевые клише:


• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
 
Лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

  

Морфемы

корень

приставка

суффикс


Универсальные лексические категории

омонимы

синонимы

антонимы

паронимы

Лексика активного и пассивного запаса 

общеупотребительная лексика

диалектизмы

профессионализмы

жаргонизмы

арго

эмоционально окрашенные слова

архаизмы

историзмы

неологизмы

заимствованные слова

старославянизмы

традиционно-поэтические слова

народно-поэтические слова

разговорная лексика

просторечные слова

книжная лексика

термины

фразеологизмы

крылатые слова

эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

метафора

метонимия

ирония

гипербола

олицетворение

синекдоха

литота

эпитет

антономасия

аллегория

перифраза

художественный символ

Стилистические фигуры

 градация

антитеза

оксюморон

лексический повтор

анафора

эпифора

ИЛИ:

лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

  Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

 Части речи:
 а) самостоятельные
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
причастие
деепричастие
наречие
б) служебные
предлог
союз
частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:
 способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

восклицательные и невосклицательные предложения

простые предложения

двусоставные и односоставные предложения

типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

неполные предложения

распространённые и нераспространённые предложения

обращения

однородные члены

обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

уточняющие и поясняющие члены

вставные конструкции

вводные слова и предложения

прямая речь

косвенная речь

диалог

сложносочинённые предложения

сложноподчинённые предложения

бессоюзные предложения

 
Синтаксические средства художественной изобразительности
риторические восклицания

риторический вопрос

риторическое обращение

параллелизм

анафра

эпифора

инверсия

эллипсис

умолчание

смещение синтаксических конструкций

присоединительные конструкции

парцелляция

многосоюзие

бессоюзие

градация



Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?


Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.



Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». 

 

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: 
Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.

 

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой.  Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

 

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 Беседу детей  и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
 В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
 В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. --------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст для примера
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Примеры-аргументы   (иллюстрация лексического и грамматического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова    и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства  и настроения говорящего (автора).
С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

Грамматика позволяет увидеть логику  рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Например, ряды однородных членов         в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.


Заключение

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!

Образцы заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.



Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов.

 
Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".


Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.   



И ещё предлагаю познакомиться  со статьей И.П. Цыбулько, помещённой в журнале "1 сентября"
GIA_RUS_C2.1





ДатаПрочтений
Добавить этот файл Об изменениях в демонстрационном варианте теста ГИА 2012 года
Бузина Елена Владимировна, научный руководитель ВМО «Филология», к.п.н.
16.01.2012161
Добавить этот файл Как научить девятиклассников делать выбор примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему
Блинова Г.И., Пазыныч О.А., МОУ «Гимназия № 140» города Омска
16.01.2012115
Добавить этот файл Как научить девятиклассника делать выбор примеров-аргументов для задания С 2.2
Шадрина А.А., НОЧУ «Школа "Новое поколение»
16.01.2012105
Добавить этот файл Обзор материалов учительского блога «По уши в ГИА!»
Крюкова М.А., МОУ «СОШ № 99» города Омска
16.01.2012102
Добавить этот файл Информационное письмо о семинаре
версия для печати


13.01.201287
Готовые сочинения на лингвистическую тему ( источник: сайт "Капканы ЕГЭ": http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/sochineniya-dlya-gia)

Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?
Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем тексте.
Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…» Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в переполненном людьми автобусе…
Во-вторых, однородные сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых: «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе «оживить» изображаемое.
Зачем в тексте нужны НЕОЛОГИЗМЫ?
Неологизмы – это слова, созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт, космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором литературного произведения с определённой стилистической целью. Например: «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
Автор отрывка в предложении 2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым создавая яркий образ вредителей всего живого.
Второй неологизм, созданный А.Приставкиным, - это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора, обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы» (предложение 17).
Таким образом, могу сделать вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
(119 слов)
Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?
А. Кушнер писал:
« Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод, не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа».
Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
Во-первых, в предложениях 2 и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие степень уверенности, возможность предположения.
Во-вторых, слова «во-первых» и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения и связь мысли.
В-третьих, в предложении 15 встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления мысли.
В-четвёртых, в предложении 16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
Таким образом, в тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять то, что хотел сказать автор.
(148 слов)
РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
Во-первых, хочу отметить, что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые сочетания явно украсили текст!
Во-вторых, в предложении 15 встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние людей, посетителей Лувра.
В-третьих, устойчивое сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора: то ли из сказки, то ли из былины.
Таким образом, могу сделать вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
(173 слова)
Роль антонимов в художественном тексте.
Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом тексте?
Во- первых, в предложении 6 « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ.
Во – вторых, в предложении 16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: « ни взад ни вперед ».
Таким образом, можно сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности речи.
(85 слов)
Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?
Перифраз - это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте?
Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
Во-вторых, в предложении 26 нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий слово «осень», образно характеризует это время года.
Таким образом, писатели используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой данной материи красно говорить…».
(112 слов)
 Зачем в художественном тексте используют синонимы.
Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел на мокрый, еще влажный от росы песок».
Во-вторых, в предложении 8 нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова: «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
В-третьих, в предложении 20 для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
Таким образом, могу сделать вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее выразить мысль.
(119 слов)
Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 6 растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
Таким образом, роль сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
(132 слова)
 Роль цитаты в публицистическом тексте.
Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата - это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую характеристику рассказа.
Во-вторых, цитата Л. Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его эмоциональным.
Таким образом, цитаты в публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают внимание читателей и слушателей.
(134 слова)


Роль эпитетов в художественном тексте.
Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.
Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.
Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
(121 слово)
 Роль гиперболы в художественном тексте.
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация - излюбленный стилистический приём Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к природе.
Во-вторых, в предложении 17 встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А. Приставкин.
Таким образом, гиперболы в этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно представить события той ночи на Селигере.
(114 слов)

Роль метафор в художественном тексте
Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». Какие метафоры нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложении 11 метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
Во-вторых, в предложении 26 присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать, ярче представить, что натворили фашисты в городе.
Таким образом, могу сделать вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и эмоциональность.
( Слов 90)

Роль графических средств в письменном тексте
Русская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово « ВОЙНА»: «...была гражданская, была финская…и была - ВОЙНА-Великая Отечественная…»
Во-вторых, чрезвычайно разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое, смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей, в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
Таким образом, выделяя слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
( 124 слова)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
Лексический повтор в речи (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста.
Так в предложениях 18-19 автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел дятла?»
А вот в предложении 23 и 24 автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял бы свою необычность и экспрессивность.
Таким образом, могу сделать вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя.
(105 слов)
РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Антитеза-стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды антитезы встречаю в этом тексте.
Во-первых, предложение 16 «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику представить себя отважным гладиатором.
Во-вторых, в предложении 23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана Грозного.
Таким образом, антитеза как стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев, обстановку, поведение людей.
(80 слов)
Зачем нужна пунктуация?
До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания - это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
В предложенном отрывке нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. Остановлюсь на самых распространенных.
Во-первых, в конце почти всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем возраста».
Во-вторых, в конце текста неоднократно используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
Таким образом, знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи.
(159 слов)
Точка
Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает на конец предложения.
Во-вторых, в предложениях «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.
Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.
(84 слова)
 Двоеточие
Двоеточие – это знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 9 «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
Во-вторых, в предложении 13 «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части сложного предложения.
В-третьих, в предложении 21 «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак препинания используется для оформления прямой речи.
Таким образом, двоеточие – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
( 110 слов)


Сочинение 19
Двоеточие (2 вариант)
Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования этого знака я встречаю в тексте?
Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в первом.
Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении, и обойтись без него нельзя.
( 107 слов)




Сочинение 20
Вопросительный знак
«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак предопределяет вопросно-ответную форму общения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
(150 слов)



Сочинение 21
Запятая
Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» - как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения, сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2 «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода, проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг от друга.
Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, и его смысл.
( 135 слов)






Сочинение 22
Восклицательный знак
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.
Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.
В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.
В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.
В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.
В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.
В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
(205 слов)




Сочинение 23
Тире
Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от сказуемого.
Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет выделительную роль, обособляя приложение.

В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на пропуск глагола «есть».
В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире отделяет прямую речь от слов автора.
Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
( 173 слова)



Сочинение 24
Точка с запятой
Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей бессоюзного предложения.
Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для отделения однородных членов друг от друга.
В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные придаточные.
Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику предложения, связь между его частями. (178 слов)




Сочинение 25
Кавычки
Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», - говорил педагог» кавычки используются для выделения прямой речи.
Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения приложения.
Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый знак препинания.
(90 слов)




Сочинение 26 (2)
Нужны ли кавычки как знак препинания.
Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка», то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику, спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки, употребляя его в двойном значении.
Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто необходимо.
(119 слов)




Сочинение 27
Скобки
Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при указании на источник цитаты.
Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.

(84 слова)





Сочинение 28
Многоточие
Многоточие - это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в тексте?
Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и 26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает недосказанность, возможность продолжения текста.
Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)




Сочинение 29
Зачем нужна орфография?
На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: «орфо», что означает «правильно», и «графо» - «пишу». Соединились эти корни. И получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в этом тексте?
Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном случае приставки от- и под - пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения.
Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть». Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного, стоящего перед приставкой.
В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)




Сочинение 30
Роль публицистического стиля в речи
Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.
Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)
Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.
(101 слово)





Сочинение 31
Каковы функции частиц в русском языке?
Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И земля бы лежала пепельная».
Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»: «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»: «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в предложении. (119 слов)




Сочинение 32
Союз «чтобы»
Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…, часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в сложноподчиненном предложении.
Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок» этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в сложноподчиненном предложении.
Таким образом, союз «чтобы» - это весьма многообразный союз, но, встречаясь в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в сложноподчиненном предложении.

(172 слова)




Сочинение 33
Роль диалогов в художественном тексте.
Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.
Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы (предложение 19-20):
-Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
-Что именно? - сухо спросила девица.
Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):
-Что именно?
-Название?
Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
(96 слов)


В предыдущем материале ориентировала вас в качестве первого аргумента брать правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.
Для второго аргумента  задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот вооружен…

Консультация по написанию сочинения на лингвистическую тему
Девятиклассники, вы уже знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по шаблону
Вот вариант вступления: « Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст».

А это вариант вывода в сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
А вот с аргументами будет сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание  А3, где нужно отыскать метафору, эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо». Открываете сочинения на лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает в качестве синонима.   
Второй аргумент вы можете найти в задании В5, касающемся вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли». (Лингвистический комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
А сейчас соединим все, что мы приготовили к сочинению.
                   Сочинение
 Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в предложении в качестве синонима.   
Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли.
Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 15 В. Астафьев использует олицетворение, рассказывая о рябинке, которая «услышала, приманила и накормила» птичек. Данный троп помогает писателю ярче нарисовать картину природы.
Интересно это предложение и с точки зрения грамматики. В нем  используются однородные сказуемые, позволяющие ярче описать изображаемую действительность.
Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 22  И. А. Бунин использует слова-синонимы «хныкать, ныть и причитать». Они  не только помогают избежать повтора одного и того же слова, но и свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.
Нагнетание однородных глаголов-сказуемых в предложении 8 «Горюй, печалься, страдай - но не падай духом» выражает контраст между тем, что делает человек в жизни, и тем, ради чего он это делает.
Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 3 , рассуждая о развитии таланта поэта, И. А. Бунин использует слово из   высокой лексики « оскудеет».  Буквально через несколько предложений он прибегает к  экспрессивно окрашенному слову  "затрепаны". Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижая качества  речи.

Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом  используются однородные члены, позволяющие ярче описать речевую ситуацию.
Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Данное высказывание состоит из двух частей. На мой взгляд, под словом «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику, которую используют люди в речи. В зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, можно сказать, в какой социальной среде происходит действие.
В предложенном тексте, в предложениях 2 – 7, нахожу три разговорных слова: « соня», «живо», «крюк» и просторечное слово « колдобина». Делаю вывод: герои отрывка – деревенские люди, и эти слова свойственны их речи.
Остановлюсь на второй части высказывания, касающейся грамматики, раздела лингвистики,  изучающего правила построения словосочетаний и предложений. В тексте неоднократно встречаю диалог, выполняющий изобразительную функцию. Так в предложениях 32-33 и в речи героя, и в ремарках автора раскрываются чувства персонажа, характеризующие его как личность. Отец мальчика настолько поражен красотой птичьей песни, их пляской, что сам пускается вприсядку…
Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ  синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 22 автор использует слова-синонимы «хныкать, ныть и причитать». Они  не только помогают избежать повтора одного и того же слова, но и свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.
 Нагнетание однородных глаголов-сказуемых в предложении 8 «Горюй, печалься, страдай - но не падай духом» выражает контраст между тем, что делает человек в жизни, и тем, ради чего он это делает.
Могу уверенно сказать, что прав был   известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Сочинение, высланное нам учителем Татьяной Александровой

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание.


Так в тексте (это отрывок из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко), говоря о страстном желании героя заниматься музыкой, автор использует разговорное слово «дударь» (предложение 3). Оно демонстрирует пренебрежительное отношение матери мальчика к его музыкальному наставнику. И это разговорное слово звучит в речи писателя уместно, нисколько не снижает качества его речи.

Интересно это предложение и с точки зрения грамматики. В нем используется уточняющее приложение «сиятельная пани», помогающее выразить различную социальную принадлежность героев.

Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».