Сайты, где можно познакомиться с культурой древних славян:
http://paganism.msk.ru,
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/rugenk/index.php
Есть версия, что в дохристианской Руси святки связывались с именем бога Святовита, а «Святовит» — одно из имен верховного бога Перуна. Святовита просили об обильном урожае. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души усопших предков спускаются на землю, и в это время у них можно выторговать и урожай, и доброго мужа, и денег, и все, что пожелаешь.
Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым.
Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.
День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.
1-я неделя Святок, которая включала в себя Рождество Христово, называется «святой» неделей, 2-я – «страшная» неделя (название связано с разгулом нечистой силы в этот период).
Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.
Святки у язычников воспринимались как дни перехода между старым хозяйственным годом и новым, несущим новые труды и новый урожай. Славянские язычники считали, что в эти 12 дней с того света приходят души умерших (помимо разгула нечистой силы). Все эти приметы были связаны с зимним солнцестоянием и удлинением световой части дня.
На Святки считается правильным не жалеть денег, идти на базар, к примеру, и тратить от широкой славянской души. В этот день в прихожей стелют новые ковры.
Как, наверно, известно читателям MирCоветов, две главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон.
Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей.
День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»).
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется.
Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.
Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест.
Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое).
Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас.
Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие: солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и счастье.
2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном (присутствие нечистой силы даёт о себе знать таким образом).
«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече Крещения Господня (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях).
Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.
http://paganism.msk.ru,
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/rugenk/index.php
Святки на Руси: традиции
Часто Святки ассоциируются с картинами народного гуляния, как они были описаны классиками литературы. Герои Пушкина, Гоголя, Толстого, происходящие из разных слоев общества, принимают участие в святочных играх. Откуда пришли эти традиции и какие из них сохранились до наших дней?Есть версия, что в дохристианской Руси святки связывались с именем бога Святовита, а «Святовит» — одно из имен верховного бога Перуна. Святовита просили об обильном урожае. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души усопших предков спускаются на землю, и в это время у них можно выторговать и урожай, и доброго мужа, и денег, и все, что пожелаешь.
Традиция празднования святок христианами также известна с древности. Известно, что в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества. Важно было, чтобы радостное настроение было у всех, включая бедняков, рабов, заключенных. В Византии сложился обычай на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.
С приходом христианства святки на Руси приобрели новый смысл. Но отношение Русской Церкви к святочным гуляниям неоднократно менялось. Наравне с гаданиями грехом считались и колядования, и обычаи «рядиться». Постановление VI Вселенского собора гласило: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Святки начинаются в вечер рождественского сочельника и заканчиваются утром дня Крещения Господня. Это самый весёлый из зимних праздников, – как в дохристианской Руси (торжества, посвящённые богу Святовиту), так и в Руси православной. Гадания, которые сопутствовали языческим Святкам, сохранились до сих пор (раньше произносились заклинания на год вперёд плюс проводились гадания, целью самых важных было узнать о будущем урожае). В дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины (люди боялись навлечь на свой труд несчастье, поскольку в эти дни разгул нечистой силы был как никогда силён).
Именно тогда появилась и другая традиция, распространённая в наши дни. Сторонники святок на Крещение делали прорубь в форме креста во льду реки или озера, и всем миром окунались в крещенскую прорубь, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Отсюда и поверье, что купание в прорубе на Крещение смывает все грехи.
Немного истории
Святки также называют «святыми вечерами», в память о библейских событиях рождества и крещения Христовых, которые происходили в тёмное время суток (ночью и вечером). Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок, особенно в тёмную часть суток. Уже церковный собор 567-го года утвердил эти 12 дней как праздничные (12 – по числу месяцев в году). В них было запрещено совершать таинство брака, например. Православные установки запрещали на Руси в эти дни ходить разряженными по улицам, плясать и петь песни (всё это считалось бесовским). Кроме того, читатели МирСовeтов должны знать, что Церковью запрещены гадания в рождественский сочельник. Нарушение этих установок наказывается отлучением от православия на 6 лет.Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым.
Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.
День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.
1-я неделя Святок, которая включала в себя Рождество Христово, называется «святой» неделей, 2-я – «страшная» неделя (название связано с разгулом нечистой силы в этот период).
Традиции праздничных дней
В первый же день Святок зажигается костёр, посвящённый Коляде (это также древнее божество восточных славян), – в старину этот огонь поддерживался все 12 святочных дней. Праздник в настоящее время с размахом отмечается в сельских поселениях. Одной из примет его является, например, то, что в первый вечер Святок с возвышенности спускают горящее колесо, символизирующее то, что старый год вместе со всеми его ненастьями кончился.Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.
Святки у язычников воспринимались как дни перехода между старым хозяйственным годом и новым, несущим новые труды и новый урожай. Славянские язычники считали, что в эти 12 дней с того света приходят души умерших (помимо разгула нечистой силы). Все эти приметы были связаны с зимним солнцестоянием и удлинением световой части дня.
На Святки считается правильным не жалеть денег, идти на базар, к примеру, и тратить от широкой славянской души. В этот день в прихожей стелют новые ковры.
Как, наверно, известно читателям MирCоветов, две главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон.
Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей.
День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»).
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется.
Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.
Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест.
Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое).
Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас.
Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие: солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и счастье.
2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном (присутствие нечистой силы даёт о себе знать таким образом).
«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече Крещения Господня (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях).
Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.
Декабрь
Свое имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова децем, то есть десятый, так как первоначально был десятым месяцем года. В Древней Руси он тоже занимал десятое место в календаре и лишь в 1700 году стал двенадцатым.
Древнеславянские имена декабря — студен и студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет.
Другой вариант — хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще — грудень, так как грудами лежит смерзшаяся земля.
Декабрь величали также: ветрозвон и ветрозим, ознобень и завер-няй, заморозь и тянуга. Студеный месяц называли стужило и сту-жайло. За то, что он открывает ледяные и морозные ворота зимы, именовали зимником. Лютовей и лютень — еще такие названия получил первый месяц зимы, потому что лютует матушка-зима.
В декабре замерзают реки, поэтому он ледостав и ледостай, заледки и рекостав. Он год кончает, зиму начинает — полночь года, самый темный месяц, темная ночь года, шапка зимы, канун новогодья.
Календарь природы. 7 декабря устанавливаются санные дороги, открывается извоз.
В средней полосе России 9 декабря засыпает в берлоге медведь.
21 декабря наблюдается поздний ледостав на крупных реках.
27 декабря всюду ложится уже надолго снеговой покров.
Охота и рыбалка. Продолжается охота на лосей, оленей, маралов, косуль, диких кабанов, зайцев, лисиц, енотовидных собак, черных хорей, горностаев и ондатр. В середине месяца в Подмосковье прекращается отлов кротов. В центральной части европейской территории страны в первой половине декабря клюют окунь, ерш и плотва, а во второй половине в охлажденной воде ночью в плохую погоду ловится налим.
Приметы. Если в декабре большой иней, сугробы снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.
Привалит в декабре вплотную снег к заборам — плохое будет лето, в противном случае — урожайное.
Декабрь снежный, холодный обещает урожайную
http://russian-traditions.ru/category/dekabr/
Древнеславянские имена декабря — студен и студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет.
Другой вариант — хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще — грудень, так как грудами лежит смерзшаяся земля.
Декабрь величали также: ветрозвон и ветрозим, ознобень и завер-няй, заморозь и тянуга. Студеный месяц называли стужило и сту-жайло. За то, что он открывает ледяные и морозные ворота зимы, именовали зимником. Лютовей и лютень — еще такие названия получил первый месяц зимы, потому что лютует матушка-зима.
В декабре замерзают реки, поэтому он ледостав и ледостай, заледки и рекостав. Он год кончает, зиму начинает — полночь года, самый темный месяц, темная ночь года, шапка зимы, канун новогодья.
Календарь природы. 7 декабря устанавливаются санные дороги, открывается извоз.
В средней полосе России 9 декабря засыпает в берлоге медведь.
21 декабря наблюдается поздний ледостав на крупных реках.
27 декабря всюду ложится уже надолго снеговой покров.
Охота и рыбалка. Продолжается охота на лосей, оленей, маралов, косуль, диких кабанов, зайцев, лисиц, енотовидных собак, черных хорей, горностаев и ондатр. В середине месяца в Подмосковье прекращается отлов кротов. В центральной части европейской территории страны в первой половине декабря клюют окунь, ерш и плотва, а во второй половине в охлажденной воде ночью в плохую погоду ловится налим.
Приметы. Если в декабре большой иней, сугробы снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.
Привалит в декабре вплотную снег к заборам — плохое будет лето, в противном случае — урожайное.
Декабрь снежный, холодный обещает урожайную
http://russian-traditions.ru/category/dekabr/
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий