Выразительность
в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и
словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным
средствам морфологии и словообразования относятся:
1) Употребление каких-либо грамматических
форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего
времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного
наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.):Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)
Комментарий. Формы глаголов настоящего времени
в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.
...И, как
судьба меня ни хлопай,
Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин) |
Комментарий. Форма повелительного наклонения
глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.
2) Преимущественное
употребление в тексте слов какой-либо части речи:
Молчи,
скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев) |
Комментарий. Использование большого
количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и
экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымках тучка, пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. А. Фет) |
Комментарий. В данном стихотворении из-за
отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало;
преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые
впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.
О, этот юг! О, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит! (Ф. И. Тютчев) |
Комментарий. Многократное использование
междометий передает чувство восторга лирического героя и придает тексту особую
художественную образность и выразительность.
3) Использование
выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов
субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных,
пренебрежительных, уничижительных):
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)
Комментарий. С помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов передается ироническое и презрительное отношение
Н. В. Гоголя к дамам города N.
Приезжаю
лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой
с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М.
Достоевский)
Комментарий. С помощью уничижительного
суффикса -ишк- передается презрительное отношение
изображаемого писателем персонажа к окружающему миру, а сам текст приобретает
яркую, образную выразительность.
4) Использование
индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:
Я
думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский) |
Комментарий. Выразительные возможности
увеличительного суффикса -ищ- и уменьшительного
суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать
неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу
авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и
экспрессивностью.
Дамьё от меня ракетой
шарахалось...
Гостьё идет по лестнице. (В. В. Маяковский) |
Комментарий. Созданные поэтом с использованием
суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности
усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц,
обозначенных новыми существительными.
Роль
выразительных средств морфологии и словообразования в тексте
Изобразительно-выразительные
средства морфологии и словообразования используются:
— для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действий или его субъекта (лица); — для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); — для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; — для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого. |
Внимание! Морфологические и
словообразовательные средства выразительности могут использоваться в
художественном, публицистическом и разговорном стилях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий